Китайские вокзалы

«.. Куда прешь, шпионская морда!..

Врешь, рабочего не возьмешь!..»

Булат Окуджава. Приключения секретного баптиста.

Необходимая информация

Прежде чем начну описывать вояж из Маньчжурии в Харбин, немного расскажу о правилах поведения и особенностях китайских вокзалов.

Первое что следует усвоить – это не выкидывать билеты никогда, билет - это тот документ, по которому вы попадаете в поезд, и по которому вас выпускают, как из поезда, так и из вокзала. А вы что думали? В Китае рулит и зорко следит за подобием порядка КПК, вы себе можете представить, если бы в Китае, с его то населением, был бы форменный бардак… вот то-то же.

Вход в зал ожидания только по билету, если хочешь кого-то проводить, то покупай билет в зал ожидания. Проход в зал ожидания через «рамку», вещи через сканер, порядок един на всех вокзалах Китая. В зале вас ждут всеразличные магазины и обязательно, что-нибудь жующие китайцы. Устраивать праздник для желудка китайцы любят, потому сразу попадая в зал ожидания, тут же начинают заваривать лапшу типа «доширак», только вкуснее и бадья для заварки много больше, при этом цена, как ни странно, сильно ниже нашей. Кто не ест лапшу тот грызёт семечки, арахис или мандарины. Китаец, который ничего не жуёт в природе встречается редко, и МСОП занесен в красную книгу. Не жующий китаец обычно пьёт чай, кипяток в зале ожидания присутствует всегда, денег за него не берут.

Потусить на перроне перед отправкой не удастся. Посадка в поезд начинается минут за 10-15ть до отправления, проход на перрон через турникет, на котором стоят контролёры, потом быстрым шагом или бегом через переход на перрон и сразу в вагон, у которого томиться в ожидании проводник, он же повторно проверяет ваш билет.

Как написал в первой части; на вокзал явился в 19:00 пекинского, дабы осмотреться, что к чему и уяснить порядок загрузки на поезд. Огляделся, походил по киоскам и лоткам, потаращил глаз на предлагаемый ассортимент. Обычный набор, лапша, фрукты, чай видов 20-ь, варёные яйца и куриные лапы в вакуумных упаковках, рыба, мясо тоже в упаковке и ещё какие-то неизвестные мне продукты, соевые напитки, соевые сосиски, бутилированная вода, пиво, водка. Табло в зале ожидания (в Маньчжурии) только на китайском, сообщения по громкой тоже. В 20:05 пекиского над турникетом за номером «2» зажглась надпись «车次 K7058», мой поезд. Закинув рюкзак за плечи занял позицию ближе к выходу, китайцы по началу сгрудились у турникета, но дежурный контролёр что-то там гаркнул, китайцы построились затылок в затылок. Штампанул билет и быстро к вагону, проводник проверил отметку контролёра, показал куда пройти. Занял отведённое мне место, стал наблюдать, как загружаются китайцы. Надо сказать, что китайцы настоящие барахольщики, вещей возят с собой не один чемодан, однако загружаются толково, быстро – стаж.

06.12.11 20:17 пкн.

Тронулся с вокзала Маньчжурия (满洲里) в направлении Харбина (哈尔滨). Впереди 980 км пути. По северу поезда ходят медленно 80-100 км/ч (ничего не поделаешь весна, осень ж.д. полотно не жалуют) потому ехать 11 часов. Но так как еду в первый раз, то всё вокруг интересно потому время идёт быстро. В соседях у меня три тётеньки и два китайца. Видно бледнолицые в поезде встречаются редко, окружающие несколько удивлены. После отбытия, минут через 20-ть, по вагону прошел проводник с бляхой и проверил наличие билетов. В пути китайцы предались любимому занятию - еде.

Женщины во всём мире одинаковы, на каком бы языке они не разговаривали. На ужин пожевали хурму, закусили мандаринами, запили йогуртом ( не совсем йогурт, у китайцев с молоком и молочными продуктами желудки не дружат, а похожий по составу и консистенции соевый продукт), это, типа, ужин такой супер низкокалорийный.

Бо́льшая половина китайского народонаселения (мужчин в Китае больше чем женщин, потому одиноким женщинам до 29-и лет могут отказать в визе), тоже не подвела, заварили лапши, достали пузырь водочки (рисовой), куриных лап и принялись угощаться. После ужина женщины извлекли из сумок жареные семечки, арахис и предались «высокодуховным» беседам. Тут можно сказать Бог слегка оплошал, языки-то он раздал разные, а вот про интонации забыл, недоработка на лицо. Смысл таких бесед понятен без переводчика. Тем временем мужики, закончив потреблять водочку, достали карты и под картишки начали «полировать» пивком ужин. Эффект дежавю налицо, если бы не китайский говор, то можно подумать, что едешь в поезде Новокузнецк-Таштагол. Вообще северные китайцы оказались людьми спокойными; говорят в полголоса, хоть и китайский язык тоновый, но у «северных» речь ровная, как и у нас.

В поезде играет музыка, но не слишком громко. Репертуар очень интересный, либо оригинальные произведения перепевки на китайском западных исполнителей от Sting до Led Zeppelin, либо местная популярная музыка нагло скопированная в стиле АBBA и Марины Капуро, с хорошей инструменталкой, с вкраплениями китайского колорита. Сильно не напрягает, просто создаёт фон. Где-то после 22:00 отбой, проводник тушит свет и всё, всем спать.

07.12.11 07:00 пкн.

Глядь, а за окном снега и в помине нет. Проскочили город Цицикар (齐齐哈尔), небольшую агломерацию на 3 млн. работяг, скоро Харбин, пора принять ванны умываться. Умываются в китайских поездах в умывальной комнате (не в туалете), в комнате не менее 3-х, бывает 4-5 раковин. Туалеты в поездах, отдельная тема, в вагоне их 4-е и все они био, т.е китайцы не знают что такое «санзона».

Завтрак у женщин состоял из соевого творожка, яиц, какой-то выпечки и чаю, чему я уже никоим образом не удивился. Мужики были банальны до безобразия, по-пивку и лапшички сверху. Умереть с голоду в поезде невозможно, даже если очень захотеть, постоянно из вагона-ресторана шныряют тележки, с полным набором еды и напитков. Ведро бадья лапши быстрого приготовления с логотипом китайских железных дорог – 5Ю. Комплексный завтрак из вагона ресторана за 10Ю и 20Ю (один с рыбой или печенью, другой с мясом или курицей) + салат + соусы + какой-то десерт. Дороговато по китайским меркам, но мы-то с вами не китайцы.

Мои соседи 2-е семейные пары и тётенька, она сама по себе, едет домой от родителей, хохотушка и болтушка, рот не закрывается, успевает разговаривать со всеми и одновременно всех слушать. Её весёлый нрав и базовое знание английского пробили языковой барьер в два счёта. Увидев мои попытки, есть рис палочками, звонко расхохоталась, и принялась меня обучать. Как выяснилось в ходе общения тётенька учитель географии в Харбине. Если я что-то не понимал, то она быстро рисовала картинку, и используя небольшой запас английских слов вперемешку с китайскими доводила до меня суть. Потом все, рядом сидящие, учили меня китайскому произношению простых слов из разговорника. По-доброму смеялись над моими потугами, но всё же, в конце концов, добились от меня более менее вменяемого произношения. Позже, в поездах, я в основном и делал, что учился у китайцев произношению, китайцы народ отзывчивый, помочь рады, тем более в поездах иностранцы попадаются очень и очень редко, всё веселее ехать.

А меж тем за окном мелькал бесснежный север Китая – сосредоточение тяжелой промышленности с центром в Харбине. Проплывающий за окном пейзаж наглядно подтверждал вышесказанное.

А вы думали что в Китае нефти нет?

Сплошная промзона, предприятия так и мелькают. Проехали мимо грандиозного сооружения, с огромадными градирнями. Фотографировать не стал. Полиция по поезду ходит постоянно. Потом объясняй китайской Кровавой ГэБне, что ты фееричный дол...еб никакой не шпиён. Кстати полицейские в поезде присутствуют всю дорогу.

Вечером и утром проходил полицейский со сканером и проверял китайцев. Требует у них ID Card, паспортов у китайцев нет, они где-то в сельсовете лежат, а вот ID Card есть у всех. По форме она как любая пластиковая карта, в ней указанны данные на владельца. Карта имеет чип. Полицейский вставляет карту в ручной сканер и на экране видит флюорографию данные на клиента, сверяет их, похоже, со своей базой. Если карты с собой нет, то ничего страшного. Полицейский бьёт кованым сапогом в живот интересуется ТТХ фигуранта и стилусом вводит данные, после чего сверяет полученную экранную копию с предоставленным реальным лицом, забывчивого пассажира. Одна из семейных пар вышла, к нам подсел молодой парнишка, вот у него не было карты. Потому вышеописанную процедуру наблюдал в непосредственной близости. Ко мне полицейский не приставал, я начал подозревать неладное, похоже, чем-то отличаюсь от окружающего контингента.

Билет.

«Я люблю вокзалы очень,
Мне б уехать, блядь, отсюда.
Только денег, сука, нету..»

А. Лаэрсткий (Уваров)

07.12.11 11:40 пкн.

Прибыл, как указано в расписании, в город Харбин, дальнейшая практика показала, что китайские поезда не опаздывают. На выходе из вокзала турникеты, контролёры проверяют билеты, посмотрев мой билет контролёр надорвал его и открыл передо мной турникет.

Здравствуй Харбин, бывший русский город. Зарисовал на карте Китая синюю стрелку, над г.Харбин нарисовал красный флаг. Следующий бросок на Пекин.

Билетная касса справа от центрального входа, все вывески на вокзале дублированы на английском. Уверенно, заученным движением достал форму запроса билета, заполнил её, встал в очередь. Очередь человек 50, но двигается с приличной скоростью, кассиры работают как автоматы. Стоял минут 10-ть максимум. Подошла очередь, сунул бумажку. И тут сталкиваюсь с китайским менталитетом. Кассир смотрит в бумажку, набирает на компьютере данные о поездке и после небольшой паузы заявляет мне «ме йо» (нет). Я аж опешил, тётя ты это… чего? В сторону Пекина около 30-и поездов в день, а ты мне «нет». Начинаю указывать другой поезд, другое время, он заладила своё «ме йо». Потом лапотала ещё чего-то, я ей показал, что можно бумажку перевернуть и там ответить (см. форму для покупки билета в 1-ой части). Она перевернула и убежала куда-то, привела другого кассира, якобы англоговорящего. Тут я узнал, что такое китайский акцент. Для неё что seventh, что seventeenth всё одно. Кое-как выяснили, что билеты всё же есть на сегодняшнее число, на нужный мне маршрут, только не нижняя полка (как я указал), а верхняя. Ну мне, как бы всё равно. Оказывается тётенка мне толдычила, что нижних мест нет, а перечеркнуть мои каракули поставить крыжики напротив того, что есть, не догадалась. Так что не спешите пугаться, если вам говорят «нет», возможно, нет того что, конкретно, вы указали. Всё как всегда, теряешь время – приобретаешь опыт, по-другому, увы и ах, не получается. В дальнейшем, я сам черкал, если кассиры не догадывались, и проблем на этой почве впредь не возникало.

Город.

«Харбин–прелестный город,
Харбин–веселый город.
В далеком Маньчжу–го,
Теперь Маньчжу–ди–го…

Живется здесь привольно:
Все сыты и довольны,
Хоть и за рубежом,
Но с золотым рублем!

Живут Эс–Эм–Же–Де–Ки,
Фашисты и эс–дэ–ки,
Свободно и легко,
Хотя и далеко…»

Дюже модный фокстрот «Харбин-папа» 1935г.

 

После покупки билета настроение улучшилось кардинальным образом. Вышел на привокзальную площадь с намерением узнать в какую сторону и на каком транспорте следует двигаться, чтобы посетить набережную р.Сунгари, возле неё много достопримечательностей. На привокзальной площади подошел к первому попавшемуся дежурному (это такие дяденьки которые пассажиропотоком рулят, в Харбине, всё-таки, более 2мл. живёт) и показал ему надпись (斯大林公园) «Парк имени Сталина», «О! Садалин» - обрадовался дяденька, и начал мне деловито растолковывать, где рисунками, где жестами, что добраться нет проблем, достаточно сесть на автобус 103 или 101 и показать водителю пункт назначения, такси брать для такой поездки не стоит, ехать недалеко.

Решил сначала перекусить, а потом отправиться на ревизию туристических объектов. Откормочное заведение в Китае искать практически не надо. Если вы прошли 100 метров и не наткнулись на едальню, то оглянитесь вокруг, скорее всего вы не в Китае. Увидели красные фонари – еда где-то поблизости.

При покупке билетов уже столкнулся с китайской прямолинейностью, но видно в подкорке результат не закрепился. Проследовал в харчевню, пока рассупонивался подошла хозяйка, я недолго думая ткнул в строчку меню, хозяйка не пошевелилась, я ткнул в другую, хозяйка пропела «йо» и растворилась на кухне. Начал разглядывать бутыль на окне в 15-20 литров рисовой водки с каким-то корнем и рептилией внутри, внизу у бутыли краник и надпись 4Ю, пока любовался бутылей вплыла хозяйка с харчами, угадайте, с трёх раз, что я увидел.

Чай бесплатен, как и в большинстве случаев.

Ну вот, «снова-здорово», вздохнул и приступил. Спасибо учительнице географии, палочками действовал несколько лучше. Заправлялся основательно, не спеша, в телевизоре показывали новости, про Россию что-то рассказывали, частенько мелькал президент премьер ВВП, потом-то я выяснил, что китайцы про ДАМа, в массе своей, ничего не знают. Для них в России есть только Путииин (длинное «и» в середине), ну это так к слову.

Если что-то заказал в харчевне сидеть можно хоть весь день, ну я и не торопился. Холодноватый день выдался, -2С утром было, с ветерком. Еда мне обошлась в 30Ю. Перемещался на остановку автобуса как груженый под завязку танкер в узком проливе – осторожно. Пока ждал автобус, наблюдал как китайцы осуществляют посадку в транспорт. Заходят в передние двери, выходят из средних и задних. Проходя мимо водителя, кидают в кассу 1Ю либо подносят к считывателю проездной.

Подошёл «мой» автобус № 103, первое удивление – водитель молодая китаянка. Показываю ей иероглифы, она кивает, опускаю 1Ю в кассу – едем. Второе удивление - манера вождения, такого беспредела на дорогах я не видел никогда, оно и понятно китайские ПДД написаны на китайском - для нас тёмный лес.

Самые отвязанные водители – это водители муниципального транспорта, остальные шарахаются от автобуса как чёрт от ладана (видимо за порчу госимущества прилюдно расстреливают порят розгами). Стоим на светофоре, зажигается зелёный, водитель жмёт на клаксон, и сразу на акселератор, с началом движения перестраивается в правый ряд, водители впереди и справа успевают аннигили́ровать освободить дорогу. Для нас такой стиль вождения смерти подобен, китайцы даже не сталкиваются, видно у них внутренний GPS ГЛОНАСС друг на друга настроен. На этот момент следует обратить особое внимание. Первое время переходите дорогу только с китайцами, желательно в гуще толпы, на сигналы светофора не обращайте внимания, всё равно ничего не поймёте. Если идёте по переходу «на зелёный» и вас никто не давит спереди и с боков, оглянитесь, на вас уже наезжают сзади. Потому, поначалу, пока не привыкните, переходите дорогу только с китайцами, есть шанс остаться живым и здоровым.

Да, немного отвлёкся. Конечная остановка автобуса № 103 – это то, что нам надо. Прямо – парк Чжао-линя, там выставка искусства ледяных фонарей (в сезон), слева – парк им. Сталина, часть международной выставки ледяных фигур (в сезон), да и просто красивое место, справа в двух кварталах собор Святой Софии (это на любителя), сзади - Центральная улица (пешеходная), магазинов просто ужас, прямо на остановке заведение с названием «Первый подземный». В общем, в этом районе застрять можно надолго.

По причине низкой температуры р.Сунгари уже замёрзла.

Набережная устроена толково, с лавочками, газонами, смотровыми площадками, летом тут совсем недурно посидеть, потребить бутылочку другую  «Харбинского» - 3Ю за 0.6л, пиво неплохое, напоминает наше, оно и понятно завод был построен в 1900 г., русскими. На набережной много скульптурных композиций.

Скульптура пионеров, кто лучший друг всех пионеров, надеюсь, объяснять излишне.

Главный монумент парка, памятник борцам с наводнением. Прямо за памятником начинается «Центральная улица», рай для шопоголиков, магазинов тьма, как одежды, так и технически сложных товаров, про цены сказать ничего не могу, не рассматривал, видел только объявления на дверях о скидках и надписи типа «всё по 99Ю». Район очень интересный, но всё же рассчитан на летнее посещение или после Нового Года,лодочная станция зимой не работает, на острове где (东北虎林园) парк тигров и много что ещё, полным ходом идёт приготовление к международному фестивалю ледяных фигур (открывается после Нового Года). Но, на данном этапе, наша задача тотальная разведка, а не отдых в туристических местах. Пути наступления/отхода нанесены на карту, маршруты следования и способы передвижения законспектированны – задача выполнена. Да к тому же если всё посмотреть, то нужно дня 4-е, не меньше, на Харбин. Осенний маршрут на желтое море в Бэйдайхэ или Далянь (Дальний) в 60-ти км от которого расположен Люйшунь (Порт-Артур), на отдых вполне может пролегать через Харбин с остановкой в оном на 3-4 дня (запоминайте у кого отпуск сентябрь-октябрь).

Насмотревшись, на харбинские парки и улицы побрёл к остановке автобуса, ещё раз повторю, в Китае улицы строго ориентированны, потому заблудиться сложно, если всё-таки заблудились, то такси вам в помощь (стоит совсем недорого ~2Ю ). Пока шел вспомнил, что заведение со странным названием «Первый подземный» мною ещё не исследовано. Спустился, дабы скопировать план подземной выработкиознакомиться с богатым внутренним содержанием назначением подземного сооружения. Вошел, от неожиданности присвистнул, это оказался огромный подземный рынок (китайцы большие любители прятать рынки под землёй). Ассортимент тот же, что и на верху в сверкающих больших магазинах, только без ценников - за сколько договоришься. Не малую часть этого рынка занимает откормочный цех, цены на еду как всегда, непривычно низки.

Налево еда, направо всё остальное.
Цены, такие китайские цены.

А ещё в Харбине встречаются русскоговорящие китайцы. Русского вычисляют нараз, только завидев сразу кричат: «Привет, как дела!». Вот в этом подземелье меня и окликнул китаец: «Привет, как дела. Давно у нас». Я ему ответил, что второй день всего. На что он сказал: «значит, ты ещё не попробовал наш самовар, заходи!». Китайский самовар 火锅 (ХоГо) с нашим имеет общее одно - горячую жидкость, однако по форме и содержанию, это нечто иное.

В центре стола устанавливают горелку, на которой кипит емкость с бульоном, ёмкость разделена на несколько отделений. Вокруг расставлены всяческие продукты. В моём случае это были, тонко нарезанная баранина (до того тонко, что варится минутку не более), куча каких-то грибов, овощи, доуфу (соевый сыр), креветки, плоская тонкая лапша, соусы без счёта и без цены. Китайцу, я конечно пожаловался, что порции у них уж слишком, китаец сразу предложил: «Так давай половину». Таким моментом я не воспользоваться не мог, попросил написать мне фразу «можно мне половину порции» 我要一半, очень нужная фраза – поверьте. Процесс употребления прост, палочками опускаете в нужный отсек бульона, который всегда кипит, мясо, овощи, сыр и всё остальное, через минутку вытаскиваете палочками, макаете в соус и потребляете. Вкусно, сытно, питательно, в холодные северокитайские зимы само то, недаром «самоваром» зовётся. От китайца же узнал, что ем я не правильно, перед едой положено попить чайку, а уж потом нагружаться. Наплескал мне чаю из жасмина, сказал, что на желудке будет легко, повспоминал как он работал в Благовещенске, по окончании трапезы взял с меня 17Ю (ровно половину), пожелал счастливого пути. К тому времени следовало уже перемещаться ближе к вокзалу. Погрузился в автобус и двинулся. Пока ехал до вокзала обнаружил, что ручку я оставил у китайца. Напротив вокзала огромный торговый центр, что-то мне подсказывало, что там не только шубы и разную мануфактуру продают, но и канцелярию тоже. Рванул в сельмаг с надеждой закупить нужное. Отыскал отдел китайских канцелярских поделок, указал на шикарный Parker с золотым пером обычную гелиевую ручку и выпалил «дошао цянь?» (сколько стоит), продавец на калькуляторе показала «2», ни хрена подумал я, поняла всё-таки, спасибо тётеньке географу - научила правильно произносить. На всякий случай переспросил: «ар куай?», «ар куай, ар куай» - радостно закивала в ответ продавец. Ну вот, я уже самостоятельно научился приобретать машины, самолёты, пароходы китайский ширпотреб, без посторонней помощи и, практически, не используя международный язык жестов.

07.12.11 17:40 пкн.

На вокзале всё как всегда «рамка», «сканер», при входе проверка билетов, на выходе из рамки ко мне обратился охранник: «привет, куда едешь?», я ещё сильнее начал подозревать, что чем-то выделяюсь из окружающего мира.

В больших городах на вокзалах табло двуязычно, только надо немного подождать, потому как сначала на табло все надписи на китайском, а после на английском, объявления по громкоговорящей тоже иногда дублируются. Зал ожидания откуда будет производится посадка в мой поезд нашёл быстро, до поезда ещё время есть, вспомнил что старший сын просил в каждом населённом пункте закупать брелок и магнит, побрёл по лабазам в поисках безделушек. Подобьем цену пребывания в Харбине.

  • 168Ю – билет на Пекин.
  • 60 Ю – еда, пиво, проезд, безделушки.

Впечатления от Харбина самые положительные, с жильём проблем не будет, на вокзале на выходе предлагают гостиницу за 120Ю, значит на 60-80Ю можно договориться, в районе набережной гостиниц море, баня с бассейном недалеко от вокзала. Про еду и туалеты можно не вспоминать, еда на каждом углу, туалеты бесплатны и чисты, встречаются повсеместно. Посадка на поезд началась за 15 мин до отправления 18:05, впереди 1285-и километровый бросок в китайские столицы, но об этом позже.



<< Назад   Вперёд >>
Почта


Яндекс.Метрика